Первая евангелическо-лютеранская церковь в Беларуси была основана еще в период эпохи Реформации в Европе около 1535 г. К концу XVI века в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском (далее – ВКЛ) существовало около 10 лютеранских приходов. Под «русскими землями» в составе ВКЛ понималась не современная Россия, а восточные земли современной Беларуси, земли Украины, а также Смоленская и Брянская области современной России. В Средние века под Литвой необходимо было понимать северо-западные земли современной Беларуси и юго-восточные земли современной Литвы. Западные земли современной Литвы назывались Жемойтией. Таким образом, современные белорусские земли состоят из земель средневековой Литвы и Западной Руси – это и была средневековая Беларусь. Современная Россия именовалась в Средние века Великим княжеством Московским или Московия. При чем это были приходы не иностранных граждан (послов и купцов), как, например, в XVI веке на Москве, а евангелические приходы именно белорусских подданых (русинов и литвинов) великого князя ВКЛ.
Одним из первых евангелическо-лютеранских проповедников в ВКЛ был литовец Авраам Кулева, выпускник одной из семинарий в Германии и ставший там римско-католическим священником. Однако, возвратившись в Вильню (теперь Вильнюс) в 1539 году, А. Кулева стал проповедовать идеи М. Лютера при костеле Святой Анны в Вильне (шедевр готической архитектуры ВКЛ, который можно зреть и сейчас) и основал Лютеранскую школу, где учились уроженцы как литовских, так и белорусских земель. Из-за гонений представителей Римско-католической церкви он вынужден был покинуть Вильню и бежать из страны. Начиная с 1550–х годов лютеранские парафии (приходы) развивались в Вильне и Слуцке, чуть позже — в Минске, Гродно, в деревнях Гайтюнишки ныне Вороновского района, Вишнево — ныне Сморгонского района, Яново Ошмянского района (Гродненская область, Беларусь). В 1600 году, по некоторым сведениям, уже существовал лютеранский приход в поселении голендров в Нейдорфе, который был в окрестностях Бреста. Голендры — потомки голландцев, поселившихся недалеко от Бреста, вероятно, в XVI веке. Столь бурному развитию лютеранства способствовал традиционный религиозный либерализм в ВКЛ. Еще в 1563 году правовое равенство протестантов с католиками и православными утвердил парламент ВКЛ, и эта норма была внесена в Третий Статут ВКЛ 1588 года, написанный на старобелорусском языке или на белорусской редакции «езыка руского».
В XVI веке господствующей конфессией среди протестантов ВКЛ был кальвинизм (Реформаторская церковь) или как она названа в белорусских средневековых документах – «вера гельвецкая», т.е. «швейцарская вера», поскольку Ж. Кальвин был швейцарским христианским реформатором. Главным популяризатором кальвинизма был средневековый белорусский князь (литвин) Миколай Радзивилл Черный, канцлер ВКЛ и воевода виленский. Приняв учение Кальвина в 1533 году вместе со своей семьей, Радзивилл Черный использовал собственные средства и влияние для распространения именно кальвинизма в своих частных феодальных владениях на Беларуси. Кальвинизм принимает также большая часть рыцарства средневековых земель Беларуси и также частично средневековое крестьянство. Были открыты кальвинистские школы в Вильне, в Новогрудке, в Несвиже, в Слуцке, в Орше. Особенно легендарной среди протестантов ВКЛ стала книга виленского пастора Самуэля Домбровского «Пастилля». Про нее ходили легенды, рассказывали, что книга «Пастилля» не горела, когда ее бросили в печь римско-католические священники. Интересно отметить то, что согласно подтвержденным письменным источником именно протестант Соломон Рысинский впервые в истории Беларуси идентифицировал себя не литвином или русином, как делали в XVI веке почти все предки современных белорусов, а, буквально, «белорусом». Это свидетельствует о том, что в истории Беларуси протестантизм способствовал формированию современной белорусской национальной идентичности, поскольку Римско-католический костел способствовал полонизации средневековых белорусов и литовцев, несмотря на то что он не был тогда по-существу польским, а Православная церковь со второй половины XVIII века, будучи уже частью Российской Православной церкви, способствовала русификации белорусов. Существует мнение у ряда историков, что в протестантизм перешел и первый белорусский книгопечатник Франциск Скорина. Так на V Латеранский собор Римско-католической церкви, который состоялся в 1512 – 1517 годах, прибыла делегация датского короля, а при ней состоял некий Скорина. И уже через три месяца в Падуе, при защите докторской степени, Франциска Скорину называют секретарём датского короля Ханса. Значит уже тогда Скорина мог быть протестантом, ведь Дания лютеранская страна. Однако это не так. Дания перешла в лютеранство позже, при короле Кристиане III (1534–1559), воспитанный в лютеранской вере, который сразу после коронации издал приказ об аресте римско-католических епископов и объявил, что теперь в Дании должно проповедоваться только лютеранство. В 1537 году, с одобрения М. Лютера, было утверждено новое церковное устройство в Датском королевстве. Возможно, Ф. Скорина одно время работал секретарем датского короля, но не как протестант.
Важно отметить, что большая часть магнатов ВКЛ исповедовали в конце XVI века уже протестантизм. В 1569 году магнаты ВКЛ подписали договор с Польшей о создании общей Республики или Речи Посполитой Обоих Народов. В конце XVI века по всей Европе от Португалии до ВКЛ началась Контрреформация, т.е. совокупность контрмер Римско-католической церкви по противодействию Реформации. По запросу римско-католического короля Речи Посполитой Обоих Народов Стефана Батория, чья королевская резиденция была в замке белорусского города Гродно, из Западной Европы в белорусские земли прибыл Орден Иезуитов (Общество Иисуса) для борьбы с протестантами. Гродно стал при короле С. Батории основным центром Контрреформации не только в белорусских, но и в литовских землях, а позже и в Восточной Латвии. В этой борьбе православный клир средневековой Беларуси разделился. Одни стали на сторону римо-католиков и это также способствовало заключению в белорусском городе Брест в 1596 году церковной унии между Римско-католической церковью и Православной церковью в ВКЛ и в польской Украине одной из важной в истории Восточной Европы. После церковной унии возникла Униатская церковь или Греко-католическая церковь, как она называется по сей день. Другие из православного клира были солидарны с протестантами в борьбе против притязаний Папы Римского на укрепление положения Римско-католической церкви в белорусских землях на территории ВКЛ и Речи Посполитой Обоих Народов. Орден Иезуитов не стал преследовать протестантов ВКЛ с помощью инквизиции, но Орден создал мощное движение Контрреформации на основе образовательных центров в виде коллегиумов по всей Беларуси. Римско-католические церкви Ордена Иезуитов и их здания коллегиумов XVI-XVIII веков можно и сейчас увидеть в Гродно, в Пинске, в Минске, в Полоцке, в Орше и даже в деревне Юровичи (Гомельская область), а также и в иных городах и деревнях Беларуси. На учебу в престижные иезуитские коллегиумы приглашали всех желающих независимо от конфессиональной принадлежности, однако система образования была выстроена так, что выпускались из коллегиумов все почти убежденными римо-католиками. Тем не менее, позиции кальвинистов и лютеран в ВКЛ до середины XVII века были сильны среди рыцарства. Когда ВКЛ подписало очередную унию, например, с лютеранской Швецией в литовском городе Кейданяй в 1655 году, то парламент ВКЛ состоял из одних лютеран и кальвинистов, включая лишь двух православных и, что удивительно, не было ни одного римо-католика.
После победы Контрреформации в белорусских землях и укрепления положения Римско-католической церкви в Беларуси, в т.ч. и через Униатскую церковь, белорусских лютеран почти не осталось. С XVIII века в белорусских землях в основном лютеранами были латыши и немцы, которые жили в Речи Посполитой Обоих Народов. Тем не менее, лютеранство в Беларуси ещё долгое время не утрачивало элементов своей исторической самобытности. Несмотря на новый приток немецких и латышских переселенцев, которые пополняли число лютеран уже бывшего ВКЛ в период Российской империи в конце XVIII-XIX веков, оставалось ещё значительное количество и «старых» лютеран, особенно на западе Беларуси, прежде всего, в регионе Бреста и в городе Гродно, и в Гродненской области (Гайцюнишки и иные населенные пункты), тесно исторически связанных с протестантизмом ВКЛ.
В результате аннексии Беларуси Российской империей в 1772-1795 гг. после трех разделов Речи Посполитой Обоих Народов лютеранские приходы бывшего ВКЛ были подчинены различным департаментам российского имперского правительства. Так, после последнего раздела Речи Посполитой Обоих Народов (1795 г.) и сама Литовская Консистория в Вильне стала подчинена российскому Министерству юстиции. В Восточной Белоруссии, вошедшей в состав России в 1772 году, лютеране и кальвинисты поначалу даже почувствовали некоторое облегчение от притеснений со стороны радикального римско-католического духовенства в прежние времена Содружества двух народов. В частности, лютеранская община в Полоцке в 1775 году построила новое здание церкви.
В 1780 году по личному разрешению императрицы Екатерины II новую лютеранскую церковь основали и могилевские лютеране. При посещении белорусского города Могилева, российская императрица указала тамошнему православному архиепископу Г. Конисскому передать лютеранам одну из невостребованных православных построек. В Витебске в 1833 году российскими властями было передано под лютеранскую святыню здание бывшей римско-католической церкви XVIII века. Однако при сравнительно терпимом отношении к лютеранству и кальвинизму российские власти в то же время установили и ряд ограничений. Так, в случае брака с православным или православной, лютеране и кальвинисты по российскому закону не могли воспитывать своих детей в протестантском исповедании. Переход лютеран в православие в то же время всемерно поощрялся, тогда как обращение православных в лютеранство являлось в России уголовным преступлением как для самого верующего, так и для пастора общины вплоть до 1905 года. На строительство новой лютеранской церкви требовалось обязательное согласие местных православных церковных властей.
Российские власти стремились ликвидировать и какую-либо самобытность лютеранской традиции на белорусских землях. Уже в 1805 году из Санкт-Петербурга был предписан к употреблению новый обряд литургии чем-то похожий на шведский обряд — вместо использовавшегося в ВКЛ прежде старосаксонского обряда. Согласно указу российского императора Александра І от 1819 года лютеран и кальвинистов (реформаторов) Российской империи объединили в одну деноминацию. В 1832 году после польского восстания 1831 г., которое поддержали многие белорусы из разных конфессий, ратовавшие за воссоздание Речи Посполитой Польши и ВКЛ, остатки автономии и самобытности лютеран Беларуси были окончательно ликвидированы. Например, древняя Виленская Консистория вообще была распущена, а все лютеранские приходы бывшего ВКЛ — Виленской, Ковенской (Каунасской), Гроденской, Минской, Витебской и Могилевской губерний — были присоединены в Восьмую диоцезию Курляндской консистории со столицей в г. Митава (ныне город Елгава, Латвия), управлявшаяся на основании унифицированного устава. Одновременно петербургские власти ввели и новый лютеранский служебник (Агенду) в Восьмой диоцезии, составленный теперь уже по прусскому образцу. Делопроизводство в лютеранских приходах должно было вестись только по-немецки. Однако давалось это с трудом в белорусских землях. Попытки ввести, например, в богослужение нейдорфского лютеранского прихода на Брестщине немецкий язык в 1868 году были прекращены по причине безнадёжности. А из данных переписи населения Российской империи 1897 года следует, что более 1600 лютеран записались тогда просто «беларускоязычными». Кроме того, в некоторых районах северной Беларуси, где селились латышские переселенцы, проповеди велись пасторами по-латышски.
Интересным явлением в истории белорусского лютеранства можно назвать и случаи обращения иудеев в лютеранство во второй половине ХІХ века. Как известно, евреи были лишены многих общегражданских прав в Российской империи, жили в черте оседлости в границах бывшей Речи Посполитой Обоих Народов, однако в случае принятия христианства, они становились полноправными подданными Российской империи. Из числа евреев, принимавших тогда крещение в Беларуси, многие выбирали именно лютеранство. Возможно, это было связано с сильной национально-культурной обусловленностью российского православия, националистически заточенного на историю и культуру России, а также из-за его культа святых и икон, что обязывала иудеев почитать, кроме Бога, что исторически было чуждо духу иудаизма и Библии. В последнем случае по этой же причине не принимали они особо и римский католицизм.
Важно отметить, что протестантами в истории Беларуси были некоторые из белорусских общественных и культурных деятелей первой половины XX века, в частности, первый редактор первой белорусской газеты «Наша Ніва» или «Naša niva» А. Власов был методистом, а белорусский драматург Франц Олехнович исповедовал кальвинизм (был реформатом). Кальвинистом был и один из отцов белорусского национального возрождения, политический и культурный деятель первой половины ХХ века профессор Вацлав Ивановский.
События первой половины ХХ века, прежде всего, Октябрьская революция 1917 года в Российской империи, а позже и советско-польская война (1919-1921 гг.) разделили белорусские земли между будущим СССР и Польшей по Рижскому мирному договору 1921 года. К сожалению, делегацию из БССР на переговорный процесс в Риге Советская Россия не допустила и согласилась отдать почти половину Беларуси полякам. На востоке Беларуси уже в Белоруской Советской Социалистической Республике большевистская власть положила конец существованию каких-либо лютеранских приходов к 1939 году. Земли Западной Беларуси вместе с городом Вильней оказались в Польше.
В 1920-х годах в Западной Беларуси остро встал вопрос об издании Святого Писания на современном белорусском языке. Предыдущий перевод Библии на белорусский язык был осуществлен еще в XVI веке Ф. Скорином и М. Радзивиллом (Черным). Важно отметить, что к этому подключились и немногочисленные лютеране Западной Беларуси, которые были представлены в основном в трех городах: Брест, Гродно и Вильня. В 1928 г. лютеранский пастор, а позже и сеньор Виленской лютеранской диоцезии З. Лёппэ писал о том, что он нуждался в Новом Завете на белорусском языке для проповеди. Заслуга его инициативы, а также иных протестантов, прежде всего, методистов и баптистов Западной Беларуси была в том, что по-белорусски была издана Антоном Луцкевичем и Лукой Дзекуць-Малеем в 1931 г. полная версия Нового Завета и Псалмов. Это был рекордный тираж для всего белорусского книгоиздательства (тираж в 25000 экземпляров).
В результате пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году Западная Беларусь воссоединилась с Восточной Беларусью, а город Вильня уже как город «Вильнюс» перешел в состав аннексированной большевиками Литвы, ставшей частью СССР. Все лютеранские приходы в Западной Беларуси тоже были большевиками закрыты. Возрождения лютеранства в Беларуси началось только в 1990-х годах после падения СССР. Возрождаться приходы стали на базе немецких общин Беларуси. Необходимо отметить, что Евангелическо-лютеранская церковь не является исключительно верой Германии или немцев и она не возникла на голом месте как выдумка М. Лютера, как многие ошибочно полагают, но представляет собою реформированное христианство, принадлежащее всем нациям и расам на Земле. При тщательном изучении Библии, многие соглашаются принять принципы евангелической или евангельской веры, как она названа самим апостолом Павлом (Послание к Филиппийцам 1:27). Именно так первоначально и именовалась христианская вера в I веке н.э.
Что же касается истории лютеранства в Минском регионе, то история лютеранства ведется с XVI века. Самое раннее упоминание о появлении лютеранства на территории Беларуси относится именно к 1535 году, когда минский князь Юрий Семенович выделил земельный участок для построения лютеранской церкви. Дальше история умалчивает, что с ней стала. Из истории позднего периода мы знаем достоверно, что на плане города Минска 1809 года уже при российской администрации появилась лютеранская церковь, которой ещё не было на плане 1793 года в эпоху Речи Посполитой Обоих Народов. Первым пастором лютеранского прихода в Минске в период Российской империи был Карл Людвиг Геммерих. В 1798 году пастором прихода в Минске стал Самуил Карштедт. При нём начала строиться лютеранская церковь в городе Минске. Первого января 1811 года произошло освящение лютеранской церкви святых Павла и Александра, построенных в честь святых покровителей российских императоров – императора Павла I и его сына Александра, позже ставшего императором Александром I. В Российской империи, включая и Финляндию, главою Евангелическо-лютеранской церкви был монарх, т.е. российский император. Лютеранская церковь святого Николая находилась на Мало-Лютеранской улице (ныне перекрёсток улиц Карла Либкнехта и Коржа, где сейчас находиться Лютеранский сквер).
Лютеранская церковь в Минске действовала до 1933 года, когда в здание кирхи был размещён большевиками театр юного зрителя. Позже оно было вообще снесено. Кстати, в минской лютеранской церкви святого Николая был крещён белорусский писатель Артур Вольский, который больше десяти лет был директором Белорусского республиканского театра юного зрителя.
В свое время в Минске проживали более 2000 немцев. Их семьи селились в районе с названием «Немецкая Слобода». Она состояла из трех улиц: Лютеранской, Малой Лютеранской и Немецкой. Позже они все были переименованы советской властью в улицу Волоха, улицу Клары Цеткин и улицу Розы Люксембург, соответственно. Четырнадцатого мая 2019 года была торжественная церемония открытия памятного знака на территории Лютеранского сквера в г. Минске в бывшей части «Немецкой Слободы», где и находилось здание церкви святого Николая. В мероприятии приняли участия представители Минского городского исполнительного комитета, администрации Московского района, посольство Германии, члены лютеранской общины города Минска.
В 1990-х началось возрождение Евангелическо-лютеранской церкви в городе Минске. По состоянию на 2021 г. официально зарегистрированы два прихода. Как видно из данной статьи, лютеранство в истории христианства Беларуси имеет более глубокие корни чем просто «религия немецких переселенцев из Западной Европы». Это учел и белорусский законодатель, когда определял традиционные конфессии в Беларуси. Согласно преамбуле Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ Евангелическо-лютеранская церковь в Беларуси признана неотделимой от истории Беларуси наряду с римским католицизмом и православием, т.е. признана традиционным вероисповеданием Беларуси.
Приложение:
Список минских лютеранских пасторов периода Российской империи можно узнать из Википедии со ссылкой на источник: Erik Amburger. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. — Lüneburg: Institut Nordostdeutsches Kulturwerk; Erlangen: Martin Luther Verlag, 1998. — S. 159—160.
1796 Карл Людвиг Геммерих
1798-1831 Самуил Карштедт
1833-1835 Карл Леберехт Бэкман
1835-1859 Петер Вильямс
1860-1871 Евген Шродер
1872-1878 Ульрих Грюндберг
1878-1885 Эдуард Гахлнбек
1886-1891 Адриан Шультц
1892-1893 Евген Клуге
1893-1905 Теодор Шволковский
1905 Вильгельм Руст
1906-1920 Адам Матшулан




